Город Бейт Шемеш расположен в 30 километрах от Иерусалима. Находится он в Иудейской долине. Как правило, туристы редко заезжают сюда, а совершенно зря! Именно в этом районе родился легендарный Самсон, произошел судьбоносный бой между юным Давидом и гигантом Голиафом. Библейская история происходила на этих землях. В связи с расширением дороги, археологи решили раскопать холм. Находки превзошли ожидания. Надеюсь, что вскоре, гиды и туристы смогут посетить уникальные места.
Археологи, ведущие раскопки на месте древнего храма, существовавшего 3100 лет назад в районе Иерусалима, обнаружили необычную каменную плиту. Она удивительным образом напоминает библейское описание места, на котором стоял Ковчег Завета. В Ковчеге хранились скрижали с Десятью заповедями, полученными Моисеем на горе Синай.
“Это тот редкий случай, когда мы можем использовать библейское повествование для анализа археологической находки”, – говорит профессор тель-авивского университета Цви Ледерман, возглавляющий вместе с профессором Шломо Бунимовичем раскопки в районе Иерусалима. Гипотеза израильских ученых может стать дополнительным подтверждением того, что в библейском повествовании содержатся зерна подлинной истории.
Жертвенники и масличные прессы
Первый вопрос: на каком основании сделан вывод, что древние руины в районе Иерусалима действительно являются частью храма?
Здание, постройка которого датируется XII веком до н.э., было обнаружено археологами возле Бейт-Шемеша, в 20 км к западу от Иерусалима. Оно было возведено на холме, и находилось на некотором отдалении от жилых кварталов древнего города. Здание имело форму правильного квадрата – длина каждой его стены составляла 8,5 метров, все углы были строго выравнены по странам света. Расположенное внутри возвышение («бима») было ориентировано на восток.
Внутри руин предполагаемого храма археологи обнаружили два больших круглых камня с изогнутой внутрь поверхностью и высеченными в них желобами. Они могли служить для возлияния вина, но археологи не сбрасывают со счетов и иную версию: эти камни могли использоваться для приготовления священного оливкового масла.
Кроме того, внутри здания было обнаружено множество керамических кувшинов и другой посуды, а также груда костей животных. Как отмечает профессор Бунимович, это также указывает на то, что постройка служила для отправления религиозного обряда.
Осквернение навозом
В середине XII века до н.э. здание было разрушено, вся находившаяся в нем посуда была разбита. Прокладывая путь к его руинам, археологи натолкнулись на тонкий слой некого черного материала. Ученые решили, что это – пепел, свидетельствующий о сожжении предполагаемого храма. Но, после того как материал был отправлен на экспертизу, выяснилось, что это не пепел, а навоз. Разрушенный храм был превращен в загон для скота.
“Это дает четкое представление о том, при каких обстоятельствах могло быть разрушено здание, – говорит профессор Ледерман. – Скорее всего, это сделали войска неприятеля. Оскверненный храм они превратили в загон для скота”. Археологи считают, что наиболее вероятным неприятелем в данном случае были филистимляне. Их ближайшее поселение Тель-Баташ находилось на расстоянии 7 км от Бейт-Шемеша.
В соответствии с библейской хронологией XI-XII века до н.э. находки относятся к эпохе Судей. В Библии Бейт-Шемеш упоминается, как пограничный город, в районе которого зачастую происходили столкновения между израильтянами и филистимлянами.
“Большой камень”
Достоверность библейского повествования по-прежнему вызывает серьезные сомнения, оговаривается профессор Ледерман. Однако ученые пришли к выводу, что древний Бейт-Шемеш действительно был пограничным городом. На незначительном отдалении от него были обнаружены развалины древних населенных пунктов, построенных принципиально иным способом. После разрушения Бейт-Щемеш был покинут его жителями. Однако в течение последующих двухсот лет они и их потомки неоднократно возвращались к развалинам и пытались заново отстроить процветающий некогда город.
Раскопки на руинах храма ведутся с 2012 года, но только минувшим летом археологи обнаружили ровную каменную плиту, покоившуюся на двух камнях. Это выглядело как дольмен – погребальное сооружение эпохи бронзового века. Подобные памятники археологи находили и в других регионах, в частности, на Голанских высотах, но они были построены на столетия, а то и на тысячелетия раньше предполагаемого храма в древнем Бейт-Шемеше.
Загадочная плита напоминает описание “большого камня”, содержащееся в 1-й Книге пророка Шмуэля (1-й Книге Царств). Там рассказывается, как был доставлен в Бейт-Шемеш вызволенный у филистимлян Ковчег Завета: “Жители Бейт-Шемеша жали пшеницу в долине; и взглянули, и увидели Ковчег, и обрадовались, что увидели. А повозка дошла до поля Йехошуа из Бейт-Шемеша и остановилась там, а там был большой камень; и раскололи они повозку на дрова, а коров принесли во всесожжение Господу. А Левиты сняли Ковчег Господень и ящик, бывший при нем, в котором были золотые вещи, и поставили на тот большой камень, жители же Бейт-Шемеша принесли в тот день всесожжения и зарезали жертвы Господу”.
Библия рассказывает, как Всевышний покарал жителей Бейт-Шемеша, осмелившихся заглянуть внутрь Ковчега. Впоследствии Ковчег был доставлен в Кирьят-Яарим, откуда спустя 20 лет его забрал в Иерусалим царь Давид.
Элементы реальности в идеологическом повествовании
Может ли находка археологов служить подтверждением того, что, по крайней мере, часть библейских рассказов соответствует действительности? Можно ли считать, что на обнаруженной ими каменной плите в самом деле покоился Ковчег Завета?
“Доказать это невозможно, – говорит профессор Ледерман. – Кроме того, некоторые находки, сделанные нами в районе Бейт-Шемеша, вступают в противоречие с библейским рассказом. И “большой камень”, найденный нами, должен был бы находиться в чистом поле, а не в храме на вершине холма”.
“Не так уж просто расшифровать все повороты библейских историй и подлинных людей, стоящих за библейскими персонажами”, – добавляет профессор Бунимович. Вместе с тем, археологи допускают, что автор Книги пророка Шмуэля, созданной спустя века после описываемых в ней событий, знал о существовании “большого камня” в Бейт-Шемеша и о роли, которую он играл при отправлении религиозного обряда. Воспользовавшись имевшимися у него сведениями, неизвестный автор добавил историю о “большом камне” в библейский текст.
Ученые считают, что большинство библейских традиций установилось уже после XII века до н.э., и священный текст является не историческим, а идеологическим документом. “Но для того, чтобы идеологический рассказ выглядел убедительным, он должен содержать и соответствующие реальности элементы”, – добавил профессор Бунимович.
Ариэль Давид, “ХаАрец”, Б.Е.