Новый подарок из недр земли. Израильские археологи обнаружили клад древних монет в районе города Модиин. Любопытно, но похоже, что это не обычный случайный сбор монет, а нумизматическая коллекция, древнего ценителя. Кроме того, находка “рассказала” нам много интересного.
Управление древностей сообщает о необычном кладе монет, обнаруженном в ходе археологических раскопок возле Модиина. У массивной стены фундамента дома найден клад из 16 серебряных монет хасмонейской эпохи. На эллинистических тетрадрахмах и дидрахмах (шекель и полшекеля), выбитых, как полагают ученые, в ливанском Тире, имеются изображения селевкидского царя Антиоха 7-го (того самого, который осадил Иерусалим в 134 г. до н.э.) и его брата Деметрия 2-го.
Уникальность клада состоит в том, что спрятал сокровище, по-видимому, древний коллекционер монет. Глава отдела нумизматики Управления древностей доктор Дональ Цви Ариэль рассказал, что клад состоит из 16 тщательно подобранных монет за 136-124 гг до н.э. — по одной-две монеты на каждый год. Такими образом в кладе представлен весь подбор монет за 9 лет. «Видно, что подбор монет продуман. Не исключено, что мы имеем дело с древним нумизматом. Он действовал точно так же, как сегодняшние коллекционеры марок или монет».
Дом, у которого найден клад, был частью древнего еврейского поселения, просуществовавшего с хасмонейской эпохи (середина 2-го в. до н.э.) до конца эпохи римского принципата (середина 2-го в.н.э.).
На раскопках были обнаружены жилые и хозяйственные помещения. Археологи полагают, что ферма была основана состоятельным еврейским земледельцем, занимавшимся производством оливкового масла, вина и зерновых. Многочисленные выдолбленные в скале давильни для винограда свидетельствуют о развитом винодельческом хозяйстве. Жители строго соблюдали религиозные установления: миквы, обнаруженные при раскопках, построены по всем правилам Галахи. В комплексе фермы обнаружены и монеты хасмонеев с именами правителей Иоханана, Иегуды, Ионатана и Маттатия.
В римском слое найдены монеты эпохи Великого восстания против Рима 66-го года н.э. На них выбиты слова «шнат штаим», то есть второй год от начала восстания и «херут Цион» (свобода Сиона).
Евреи продолжали жить на ферме и после разрушения Храма в 70-ом году. Есть признаки того, что жители готовились к бою во время восстания Бар-Кохбы (136 г). В это время к микве была присоединена потайная комната