Суккот начинается 15 Тишрея и продолжается 8 дней. Первые семь дней Тора называет “праздник суккот” (буквально – “праздник шалашей”). Они названы так потому, что в эти дни евреям заповедано жить в шалашах или, по крайней мере, кушать там. Это собственно Суккот.
Примыкающий непосредственно к нему отдельный праздник Шмини-Ацерет образует восьмой день цикла. Со временем в этот же день стали праздновать и Симхат-Тора.
Суккот – совершенно особый праздник среди всех еврейских праздников. Это общенародный “праздник сбора”- праздник урожая. Урожай на полях и в садах уже в основном собран, и теперь земледельцы могут отдохнуть от трудов до первых дождей.
Только о празднике Суккот сказано в Торе: “и будете радоваться пред Г-сподом, Б-гом вашим”, “время радости нашей”. В праздник Суккот евреи обращаются к Всевышнему с благодарностью и восхвалениями за то, что Он благословил Свой народ изобилием, и просят Всевышнего, чтобы Он послал им теперь дождь “во время его”, т.е. своевременно – когда он нужен земле.
У праздника Суккот много названий: “праздник сбора” (здесь имеется в виду уборка урожая), “праздник шалашей”, и совсем коротко, как если бы было очевидно, о чем идет речь, – “праздник” (с определенным артиклем, что по-русски звучит примерно как “этот праздник”) или “праздник Г-спода”.
Суккот – это время просьб о дожде для полей, и потому наши мудрецы говорят: “В праздник Суккот выносится приговор о воде”. Это значит – Всевышний судит мир и решает, открыть или “замкнуть” небеса, т.е. быть году дождливым или скудным дождем и росой.
Все обычаи и обряды праздника связаны с водой, с надеждой на дождь. Ведь Эрец-Исраэль – особая земля. В ней очень мало водных источников, человеческое существование здесь прямо зависит от ниспосылаемых небом дождей. Отсюда это напряженное ожидание, и вот почему молитва о дожде столь важна и существенна.
Заповедь радоваться в этот праздник упоминается в Торе трижды: “и веселись в праздник твой”, “и будешь радоваться”, “и будете радоваться пред Г-сподом, Б-гом вашим”.
Во времена Храма одной из самых веселых и радостных церемоний Суккот было “веселье черпания воды” – “симхат бейт ха-шоэва”, вершина веселья в этот праздник, отличительная особенность которого – максимальное веселье.
Суккот насыщен весельем и в наше время: завершающий его день Шмини Ацерет и Симхат Тора – это день праздничных молитв, песен и танцев в синагогах вокруг свитка Торы.
Источник: sem40.ru