Эта история произошла со мной за несколько
месяцев до того исторического момента, когда мне предложили преподавать, в
создающейся еврейской школе, историю и традиции еврейского народа. С этого все
началось!
месяцев до того исторического момента, когда мне предложили преподавать, в
создающейся еврейской школе, историю и традиции еврейского народа. С этого все
началось!
Начало 90-х годов ознаменовался тотальным
дефицитом. Чудное слово, на котором выросло наше поколение, и совершенно
незнакомое (в такой коннотации) нынешнему.
Москва же, худо-бедно всегда снабжалась неплохо, не смотря ни на что. И
вот мы, два студента, два друга, из приличных еврейских семей, отправляемся в
столицу за покупками. Три – четыре дня походов по магазинам, а вечерами –
культурная программа. И тут моя мама
напоминает мне о своей просьбе – купить мацу к празднику Песах. Нужно сказать,
что мацу нам всегда присылала бабушкина сестра из Харькова. В моем Запорожье такой экзотики не было
вообще, либо мы не знали, о ее существовании. Что касается традиций праздника
Освобождения, то я знал, что на него принято есть мацу. При этом, то что нельзя
есть хлеб, я даже не предполагал. Времени оставалось очень мало, в субботу
вечером мы уезжали. И вот, два еврейских юноши запланировали отправиться в
синагогу в субботу днем, для покупки мацы. Намеки московских родственников, что
в субботу выходной, мы проигнорировали, уверенные, что мы сможем договориться
со своими соотечественниками.
дефицитом. Чудное слово, на котором выросло наше поколение, и совершенно
незнакомое (в такой коннотации) нынешнему.
Москва же, худо-бедно всегда снабжалась неплохо, не смотря ни на что. И
вот мы, два студента, два друга, из приличных еврейских семей, отправляемся в
столицу за покупками. Три – четыре дня походов по магазинам, а вечерами –
культурная программа. И тут моя мама
напоминает мне о своей просьбе – купить мацу к празднику Песах. Нужно сказать,
что мацу нам всегда присылала бабушкина сестра из Харькова. В моем Запорожье такой экзотики не было
вообще, либо мы не знали, о ее существовании. Что касается традиций праздника
Освобождения, то я знал, что на него принято есть мацу. При этом, то что нельзя
есть хлеб, я даже не предполагал. Времени оставалось очень мало, в субботу
вечером мы уезжали. И вот, два еврейских юноши запланировали отправиться в
синагогу в субботу днем, для покупки мацы. Намеки московских родственников, что
в субботу выходной, мы проигнорировали, уверенные, что мы сможем договориться
со своими соотечественниками.
Мы вышли из метро, и опьяненные собственной
смелостью, выяснили у милиционера, где находится синагога! И вот она перед нами! Из глубин моей памяти
всплывает сомнение, которым я не преминул поделиться с другом – нужно ли
снимать шапку при входе?! Но он тоже этого не знал. И вот в дверях, я протянул руку к шапке, но
по выражению лица выходящей женщины, понял, что делаю, что-то не то. Шапка
осталась на голове. Мы несмело оглянулись. Ведь в синагоге мы оба были в первый
раз! Хотя справедливости ради, я должен признаться, что спустя много лет, я
вспомнил, как еще малышом, был несколько раз с покойным дедушкой в тайном
месте, где собирался миньян (10 и более
евреев-мужчин для совместной молитвы). Выяснив, где находится староста
синагоги, мы отправились в зал, где несколько пожилых, бородатых мужчин, в
странных черных шапочках читали огромные фолианты. На нашу смиренную просьбы
продать мацу, на нас странно посмотрели и предложили прийти вечером. Я начал настаивать,
мотивируя вечерним поездом и тем, что моя еврейская мама и бабушка останутся
без мацы на праздник. Нам опять вежливо и твердо отказали. Обиженные, мы
отправились осматривать синагогу. У моего друга (в отличии от меня, с
характерной еврейской внешностью) вообще не было шапки. Вскоре к нам подошел
мужчина, и сообщил, что в помещении синагоги принято покрывать голову
– Вы пришли к НАМ, соблюдайте, пожалуйста НАШИ традиции!
Гостям было предложено,
либо покрыть голову, либо покинуть помещение.
Вышли мы совершенно расстроенные.
Нас не признали за своих! Впрочем, обида вскоре прошла, а эта история стала
украшением моих баек о том, как я стал профессиональным евреем.
С чего начинал,
так сказать!
смелостью, выяснили у милиционера, где находится синагога! И вот она перед нами! Из глубин моей памяти
всплывает сомнение, которым я не преминул поделиться с другом – нужно ли
снимать шапку при входе?! Но он тоже этого не знал. И вот в дверях, я протянул руку к шапке, но
по выражению лица выходящей женщины, понял, что делаю, что-то не то. Шапка
осталась на голове. Мы несмело оглянулись. Ведь в синагоге мы оба были в первый
раз! Хотя справедливости ради, я должен признаться, что спустя много лет, я
вспомнил, как еще малышом, был несколько раз с покойным дедушкой в тайном
месте, где собирался миньян (10 и более
евреев-мужчин для совместной молитвы). Выяснив, где находится староста
синагоги, мы отправились в зал, где несколько пожилых, бородатых мужчин, в
странных черных шапочках читали огромные фолианты. На нашу смиренную просьбы
продать мацу, на нас странно посмотрели и предложили прийти вечером. Я начал настаивать,
мотивируя вечерним поездом и тем, что моя еврейская мама и бабушка останутся
без мацы на праздник. Нам опять вежливо и твердо отказали. Обиженные, мы
отправились осматривать синагогу. У моего друга (в отличии от меня, с
характерной еврейской внешностью) вообще не было шапки. Вскоре к нам подошел
мужчина, и сообщил, что в помещении синагоги принято покрывать голову
– Вы пришли к НАМ, соблюдайте, пожалуйста НАШИ традиции!
Гостям было предложено,
либо покрыть голову, либо покинуть помещение.
Вышли мы совершенно расстроенные.
Нас не признали за своих! Впрочем, обида вскоре прошла, а эта история стала
украшением моих баек о том, как я стал профессиональным евреем.
С чего начинал,
так сказать!
Записки профессионального еврея. Рассказ 1 – Напоминание. Призыв в СА –
Записки профессионального еврея. Рассказ 2 – Аид –
Записки профессионального еврея. Рассказ 3 – Армяне –