Фото: ThinkStock |
Существует ряд уловок, которыми пользуются следователи израильских спецслужб, чтобы получить на допросе от подозреваемого нужную им информацию или добиться признания в совершенном преступления. Следователи общей службы безопасности Израиля (ШАБАК) умеют так манипулировать людьми, что даже самый юридически подкованный подозреваемый оказывается перед ними безоружным.
Несколько недель назад все мастерство следователей ШАБАКа на себе лично испытал один из самых влиятельных бизнесменов Израиля Нохи Данкнер, которого подозревают в биржевых махинациях, благодаря которым он повышал курс акций своего концерна IDB. Едва ли его богатый опыт в бизнесе и высокое положение в обществе помогли ему на допросах, а вот знания приемов, к которым обычно прибегают следователи, возможно, пришлись бы кстати.
Адвокат Асаф Брэма, эксперт по должностным преступлениям, рассказал в интервью “Гаарцу” о трюках, к которым чаще всего прибегают следователи, чтобы “допросы проходили продуктивно”. В первую очередь, он отмечает, что во время допросов в ШАБАК “ничто не происходит случайно”.
“Здесь высококвалифицированные следователи, которые подробно ознакомлены с материалом. Подозреваемые имеют мало опыта ведения допросов, нередко это их первый допрос. В этом случае власти очень сильны, в то время как подозреваемые, как правило, люди, обладающие определенным влиянием, здесь становятся слабыми. Они смущаются, они не знаю, насколько сильны доказательства против них”, – рассказывает Асаф Брэм, отмечая, что следователи прекрасно пользуются этими обстоятельствами.
Первой уловкой, на которую нередко ведутся даже подозреваемые, имеющие определенный опыт общения со спецслужбами, является волшебная фраза: “Давайте остановим запись”. Как правило, она произносится спустя несколько часов после начала допроса под предлогом небольшого перерыва на кофе, сигаретку и тому подобное.
“Те, кто уже имеет опыт работы с следователями, знает, что у полиции нет такого понятия, как слова “не под запись”. Но те, кто оказывается там впервые, об этом могут и не подозревать”, – поясняет адвокат. Именно признания, сказанные во время таких специально устроенных перерывов, зачастую и ложатся в основу уголовного дела.
Второй уловкой может служить якобы случайная встреча с другими подозреваемыми. Они могут происходить во время таких же перерывов в коридоре, во дворе у здания ШАБАК и даже в туалете. Чрезмерно болтливых подозреваемых может ждать разочарование – как правило, все их разговоры с другими подозреваемыми также тайно записываются и впоследствии могут быть использованы против них.
Третьим психологическим трюком является заявление о том, что другой подозреваемый, “которого допрашивают в соседней комнате, только что признался, что это вы виновны в преступлении”. Такой фразой, заведомо ложной, следователь пытается просто вывести из равновесия подозреваемого, настроить его против подозреваемого сообщника и заставить его сознаться в преступлении.
Четвертая тактика называется “хороший следователь и плохой следователь”, когда человек, ведущий допрос, меняет свое поведение от подчеркнуто вежливого до агрессивного, если допрашиваемый не идет на сотрудничество. Следователь может и угрожать подозреваемому, и обещать ему содействие при дальнейшем уголовном разбирательстве. Здесь, по словам Асафа Брэма, следует помнить о том, что следователь не имеет никакого реального влияния на судебное разбирательство, равно как не может выполнить и свои угрозы. Все это – всего лишь слова и попытка оказать давление на подсудимого.
Пятая уловка заключается в том, чтобы выбить из подозреваемого признание в том, что он заведомо знал, что его действия незаконны. Для этого следователи задают острые, провокационные вопросы, при этом стараются завуалировать их. “Достаточно сказать “да” на один-единственный вопрос, чтобы доказать их утверждение о том, что вы знали, что вы делаете. Такое признание очень трудно потом опровергнуть”, – отмечает адвокат.
Шестая тактика, которой часто пользуются следователи, это так называемая игра в ожидание. Между обыском на квартире подозреваемого, его задержанием и непосредственно самим допросом под предлогом сбора материалов может пройти не один час. Все это делается с одной лишь целью – превратить подозреваемого в комок нервов, чтобы во время самого допроса он был на взводе и плохо себя контролировал.
Седьмой уловкой является задержка адвоката – настолько, насколько это позволяет закон. Вести допрос уже после беседы с адвокатом следователям по понятным причинам гораздо сложнее. Однако далеко не все люди знают, что имеют законное право потребовать отложить допрос до тех пор, пока он не поговорит с адвокатом.
Источник cursorinfo.co.il