Несмотря на то, что пустыня Негев занимает более половины территории Израиля, туристы нередко обходят ее стороной. Израильтяне любят отдыхать на севере и в Эйлате, а иностранцы предпочитают святыни Иерусалима и пляжи Тель-Авива. И те, и другие нередко оставляют без внимания область, которую ведущие эксперты в туристической сфере признали настоящей жемчужиной израильского туризма.
Составители авторитетного справочника Lonely Planet внесли Негев в десятку регионов, наиболее интересных для посещения в 2013 году. Израильская пустыня заняла в престижном списке второе место, уступив только французскому острову Корсика. Позади остались непальский Мустанг, канадский Юкон, австрийская Каринтия и итальянская Кампанья.
“Десятилетиями Негев считался безжизненной пустыней. Однако сейчас этот регион превратился в гигантскую теплицу развития. Здесь расположены эко-деревни, курортные центры и даже винодельни. В ближайшие годы в Тимне появится новый аэропорт, а затем через пустыню будет проложена железная дорога. Спешите посетить регион, пока он не утратил своей первозданной красоты”, – отмечает путеводитель.
Именно величественной, первозданной красотой и потрясает путешественника этот край. Попав сюда, ты понимаешь, что перед тобой раскрывается тысячелетняя книга противостояния и сотрудничества человека и пустыни. И хотя само слово “Негев” происходит от ивритского корня “сухой”, здесь была вода.
В районе Беэр-Шевы располагалось становище праотца Авраама, а Исаак, которого, согласно Писанию, и следует считать основателем города, воздвиг здесь жертвенник и призывал Всевышнего. Через Негев шли в Землю Обетованную бежавшие из египетского рабства сыны Израильские. Позднее Негев был поделен между коленами Иуды и Симеона, а Беэр-Шева стала крепостью на южной границе Иудейского царства. Отсюда пошло название Земли Израиля как страны “от Дана и до Беэр-Шевы”.
В Негеве оставили свой след множество цивилизаций – хананеяне, филистимляне, византийцы, арабы. Однако никто из них не может сравниться с набатеями – полукочевым народом, научившимся в максимальной степени использовать местные условия. Эти владыки пустыни создали сложную систему ирригации, которая позволяла им использовать редкие осадки для возделывания почвы.
На протяжении нескольких столетий, начиная с третьего века до нашей эры, набатеи контролировали Дорогу благовоний – древний торговый путь, связывавший Арабский полуостров со Средиземноморьем. По нему в Европу доставлялись ладан, смирна и африканские специи, нередко ценившиеся дороже золота. Шедшие через пустыню караваны несли не только товары, но и знания: купцы содействовали обмену идеями и технологиями.
В 2010 году организация UNESCO внесла набатейские города Негева Мамшит, Халуцу, Авдат и Шивту в список памятников мирового культурного наследия. В постановлении отмечается, что израильские власти прилагают значительные усилия для охраны уникальных памятников древней цивилизации.
Наследниками древних набатеев стали другие кочевники – бедуины, становища которых расположены в Негеве. Древние традиции гостеприимства они впитали буквально с молоком матери – если бы не этот обычай, страннику в пустыне было бы просто не выжить. Когда в Негеве начал развиваться туризм, эти традиции пришлись как нельзя кстати.
“Мы предоставляем гостям возможность узнать о нашей культуре и традициях, познакомиться с традиционными промыслами – ткачеством, пустынным земледелием, рукоделием, украшениями. Рассказываем о тесных связях с Израилем, религиозных обычаях и законах гостеприимства. Гостей ждут музеи, экспозиция которых рассказывает о бедуинской культуре”, – говорит председатель форума бедуинского туризма Джабер Абу-Хамад.
Для гостей заварят кофе, предложат им отведать блюда традиционной бедуинской кухни, самое известное из которых мансаф – мясо, приготовленное с рисом, приправами и орехами. Туристы смогут почувствовать себя караванщиками, совершив прогулку на верблюдах. И, как купцы много веков назад, решить, где остаться на ночлег – под открытым небом или в более благоустроенных условиях. Правда, на смену караван-сараям пришли гостевые домики.
О том, как выживают люди в пустыне, расскажет расположенная в окрестностях Арада деревня Дериджат. Она была основана в середине XIX века арабами, переселившимися из окрестностей Хеврона. Под жилища они приспособили пещеры, уходящие глубоко вглубь горы. Скалистая порода надежно защищала их от жары.
Негев – рай для любителей экстремального и активного отдыха. Проходящая через него “Тропа Израиля” попала в десятку эпических пеших маршрутов планеты. Помимо пеших и верблюжьих прогулок по местным маршрутам можно путешествовать и на джипах. Если же передвижения по поверхности Земли кажутся вам банальными – осенью в национальном парке Эшколь проходит фестиваль воздушных шаров.
Негев – это поражающая своей красотой природа. Здесь расположены уникальные эрозионные кратеры – “Махтешим”. Здесь ранней весной цветет удивительный иерухамский ирис. Негев – это памятники не только древней, но и современной истории, такие как дом первого премьер-министра Израиля Давида Бен-Гуриона в кибуце Сде-Бокер и музей израильских ВВС на авиабазе “Хацерим”.
Как признается фотожурналист Эйнат Калинина, ее, как заядлого путешественника, Негев привлекает, прежде всего, своей масштабностью (относительно всего крошечного Израиля) и тишиной. “Только здесь можно идти весь день и не встретить ни одного человека. Негев – это рай для одиночек и людей, пресыщенных шумом мегаполиса”, – заявляет она.
“Что уже и говорить про жителей этой самой красивой израильской пустыни – религиозных и светских евреях, бедуинах, арабах, африканских исраэлитах, я уже молчу про верблюдов, антилоп, козлов и десятки других видов благородных животных – это же настоящий подарок для этнографов и всех любопытных”, – добавляет Эйнат.
“Потенциал Негева еще не реализован. Это удивительный край, и хотя, в принципе, Негев – пустыня, в нем есть туристические аттракции, нехарактерные для пустынной зоны – такие, как винодельни и экологические фермы. Есть и уникальные природные объекты, которые позволяют называть его “Чертогом природы””, – говорит глава отдела туризма и культуры Управления развития Негева Ширан Ади.
Наша собеседница уверена, что в ближайшее время Негев перестанет быть “спящей красавицей”: “Пока что это сокровище, во многом скрытое от глаз. Но я уверена, что ближайшее десятилетие станет для израильского туризма десятилетием Негева. Министерство туризма также решило в 2013 году уделить ему особое внимание”, – отмечает представительница управления.
По ее словам, составители Lonely Planet приняли замечательное решение, назвав Негев вторым по привлекательности местом для туризма: “Если уж за границей начинают понимать, какое Негев потрясающее место, пора это осознать и израильтянам. И наша задача – воспользоваться тем, что мы оказались в центре внимания всего мира, для продвижения новых проектов”.
Среди этих проектов – как стремительно развивающийся бедуинский туризм, так и вызывающий все больший интерес во всем мире экологический туризм – пустынное земледелие, виноделие, построенные по древним технологиям домики для отдыха, предлагающие своим постояльцам все современные удобства. Есть тут и гостиничные СПА-комплексы.
Ширан готова поспорить с иностранными экспертами, решившими, что развитие Негева угрожает его привлекательности для туристов. “Ведь это развитие касается и самой туристической отрасли, а другие регионы страны не стали менее интересными с точки зрения туристов из-за их экономического развития. Скорее, произойдет обратное – наш регион станет еще более привлекательным”, – уверена она.
“Лучший способ открыть для себя Негев – это пеший поход по пустыне с ужином в бедуинском шатре или ночевкой под открытым небом. Однако для полноты картины нужно помнить, что здесь есть и оживленная культурная и ночная жизнь, с театрами, клубами и ресторанами, а Беэр-Шева – настоящий мегаполис. Так что Негев сочетает бескрайние просторы, где время остановилось, с современными городами”, – подводит итог наша собеседница.
Источник: newsru.co.il