Не так давно на туристической карте Тель-Авива появился новый объект – железнодорожная станция на границе Яффо и тель-авивского района Неве-Цедек. Хотя термин «новый» следует использовать с осторожностью, ведь ему (объекту) больше ста лет.
За эти годы он пережил и огромную популярность, и полное забвение. А несколько лет назад – к 100-летию Тель-Авива – его отреставрировали, вдохнули новую жизнь, и теперь у жителей и гостей страны есть замечательное место отдыха.
Вначале было слово… Первым построить железную дорогу в Палестине предложил британский финансист-филантроп Мозес (Моше) Монтифиоре, еще в середине 19-ого века. И даже нашел инвесторов. Но ему не удалось получить разрешения от турецких властей: они не были заинтересованы в развитии этого подведомственного им региона. Более удачливым оказался предприниматель Йосеф Навон, получивший от турок “добро” в 1888 году. Но через 2 года договор на строительство перекупила французская инвестиционная компания, которая и воплотила этот проект в жизнь.
Как гласит история, 26-ого сентября 1892-ого года на железнодорожной станции Яффо раздался первый паровозный гудок. Он возвестил о том, что на Ближнем Востоке появился новый вид транспорта, собственно, железная дорога, ну, и о том, что “до отправления поезда осталось 5 минут”. Куда шел поезд? Конечно, в Иерусалим. Рады были и местные жители, и многочисленные паломники. У них теперь был выбор: добраться до святых мест Золотого Города за два с половиной дня на какой-нибудь телеге или преодолеть 87 км за несколько часов на поезде. В 1898 году среди знаменитых пассажиров, которые предпочли второй вариант, был Теодор Герцль и немецкий император Вильгельм Второй. Кстати, колея тогда была метровой ширины. А с приходом к власти англичан, ее поменяли на европейский стандарт – 143,5 см. И по маршруту Яффо-Иерусалим стали двигаться крупногабаритные вагоны английского производства (“Made in United Kingdom”).
Надо сказать, что на некоторых (весьма крутых) участках пути поезд двигался настолько медленно, что особо прыткие пассажиры успевали выскочить из вагона и собрать букет-другой из полевых цветов. Бороться с несознательными путешественниками железнодорожники пытались с помощью объявлений “Цветы не рвать!”, которые были развешены в поездах. Довольно быстро новый вид транспорта стал объектом насмешек и анекдотов, вроде такого: “Машинист говорит путнику: “Садись, подвезу”, а он отвечает: “Нет, спасибо, я спешу”. Ну, что поделать, критиковать мы любили во все времена.
Источник: ZMAN.com