«Обнаружение миквы в археологических раскопках всегда знак еврейской жизни», – сказал преподаватель академического колледжа в Цфате Шивтиэль, представляя свои находки на конференции в колледже Тель-Хай. Тот факт, что в скале были вырублены целых пять «микв», свидетельствует, по мнению одного из археологов, Инона Шивтиэля, что в римскую эпоху в Арбеле жили преимущественно «коhаним», люди из колена священнослужителей.
«Мишна подчеркивает важность и необходимость миквы, посвящая целый трактат ритуальным омовениям, – говорит он. -Эти люди считали необыкновенно важным вырубить в крутой скале миквы, и скорее всего это были коhаним».
В оснащенных миквами пещерах Галилеи евреи прятались от римлян в эпоху Большого восстания, закончившегося разрушением Второго храма.
Шивтиэль и спелеолог из Еврейского университета Владимир Бослов открыли уже около 500 пещер, в которых в разные эпохи пряталось еврейское население.
Чтобы добраться до микв в скалах, ученым пришлось карабкаться на кручи, буквально хватаясь пальцами за выступы скал.
«Создание микв в пещерах, местах, к которым очень трудно добраться, и которые предназначены не для обычного жилья, а для чрезвычайных обстоятельств, доказывает глубокую религиозную необходимость в бассейнах для ритуального омовения», продолжает Шивтиэль.
«Не только потому, что в скале трудно вырубить бассейн, но еще и из-за специфических требований к микве, в которой должен быть источник проточной воды».
Поэтому строители миквы расположили ее прямо под стоком воды со сталактитов и сделали вывод из миквы наружу для использованной воды.
Остальные находки археолога доказывают, что в пещере находилось много людей. У них была вода (выдолблены колодцы в скале), свет( в стенах сделаны углубления для светильников), на полу найдены осколки горшков для приготовления пищи. Но остатков самой пищи не оказалось.
«Миква – это нечто превосходящее обычные условия для выживания, – комментирует Шивтиэль. – Еврейская группа, которая здесь пряталась, считала ритуальный бассейн неотъемлемой частью своей жизни, поэтому можно говорить о том, что они принадлежали к группе «мишмарот кеhуна», то есть служителей Храма.