Теперь отсутствие воды в пресловутом кране никто из наших ближневосточных соседей не свалит на крайнего – еврейское государство, по ряду естественных причин пока страдающее от дефицита воды. Но начиная с 2014 года, цитируя надежный источник, Израиль сможет откладывать воду про запас. То есть обзаведется излишками воды. Информация просочилась из парламентских коридоров, где как раз на днях компания “Мекорот” отмечала свое 75-летие.
Говорит Алекс Вижницер, председатель компании “Мекорот”: “В 2014 году, после окончания строительства пяти очень важных и больших опреснительных заводов, положение в стране будет таким, что 75% питьевой воды мы будем получать от опреснительного производства, а не из Кинерета”.
Хорошая новость из первых рук. Итак, опреснительные центры в Ашкелоне, Ашдоде, Пальмахим, Сореке и Хадере станут главными поставщиками пресной воды для Израиля. Не забудем и про построенную еще в шестидесятых годах опреснительную установку в Эйлате, снабжающую курортный город питьевой водой. К тому же с переработкой канализационных стоков в Израиле тоже нет проблем. Два миллиарда кубов воды обеспечат Израилю полную водную независимость на Ближнем Востоке. Два миллиарда по принципу “50 на 50” – один на питье, второй – в промышленность и сельское хозяйство.
Говорит Алекс Вижницер: “Это даст возможность с 2014 года более тщательно заниматься восстановлением Кинерета и аквиферов. Ввиду того, что до сих пор оттуда забирали много воды, концентрация соли в водоемах повысилась”.
И даже на прошедшие дожди не стоит раскатывать губу. Ну и что, что Кинерет поднялся на 55 сантиметров, на Хермоне еще лежит приличный снег, и стоки горных речек обещают прибавки… Это всего лишь один глоток кислорода для наших естественных водных кормильцев – Кинерета и источников подземных вод, которым нужно дать отдохнуть, напитаться осадками: “Мы на первом месте в мире в качестве страны, которая очищает сточные воды и возвращает их в сельское хозяйство. 500 миллионов кубометров мы возвращаем. Еще не хватает 500 миллионов для сельского хозяйства”.
И, наконец, глава “Мекорот” говорит о самом главном, о том, что ввод в действие крупнейших опреснительных заводов в корне поменяет инфраструктуру компании “Мекорот”: “Если раньше мы поставляли воду с севера на юг, то теперь будем поставлять воду из центра – на север, на юг, на восток”.
Проектирование, строительство и запуск в действие новых систем доставок воды – а это 500 километров труб большого диаметра плюс 200 километров супербольшого – 2,5 метра – диаметра, обойдется компании в 6 миллиардов шекелей. За счет чьих карманов? Собеседник успокаивает и на этот счет: “Это не минфин. Это деньги, которые заложены в нашем бюджете. Мы тарифная компания. С этой точки зрения все нормально”.
Это должно насторожить простого гражданина, которому намек на тарифы не сулит ничего хорошего. Но у Алекса Вижницера и здесь есть ответ: “Нет, никакого отношения. Я уверен, цены на воду уменьшатся. Хотя очень часто говорят – цены на воду. Вода у нас не очень дорогая в сравнении с Германией, Англией. В Германии кубометр воды стоит 5 евро. А у нас платят около 11 шекелей. Это два с половиной, три евро. И еще – “Мекорот” не устанавливает цены на воду. Цены на воду устанавливает регулятор”.
Получается, и спрашивать не с кого. Вроде и с водой вот-вот мы будем впереди планеты всей, и с водными технологиями. Буквально позавчера завершилась встреча на Кипре, где компания “Мекорот” строит две опреснительные установки и скорее всего займется их эксплуатацией и поставками воды. А на родине в теплице запускает проект по абсорбции тысячи ученых-инженеров, будущего мозгового центра водной компании. Уже запущен в массы новый слоган компании: “Вода – это естественно. Для этого мы здесь”. Все хорошо. Вот только вода все дорожает и дорожает.
Людмила Зузовская, Леон Фишбейн, Служба новостей 9-го канала.